Главные проблемы столицы Южного Урала – убыточный метрополитен, слабые транспортные возможности, нехватка парковочных мест, заниженная стоимость квадратного метра соцжилья в рамках госзаказа и приближающаяся экологическая проблема, причиной которой являются нарушения технологии бурения скважин. К такому неутешительному выводу пришли участники заседания рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ в Челябинской области.
Главным вопросом в повестке дня стал контроль исполнения майского указа президента «Об обеспечении россиян доступным и комфортным жильем и о повышении качества услуг ЖКХ». Члены штаба проанализировали действующий на сегодняшний день механизм расчета цены квадратного метра социального жилья в рамках государственного заказа для Челябинской области. Выслушав мнения представителей муниципалитетов, застройщиков и министерства строительства участники рабочей группы приняли ряд важных рекомендаций и предложений. «При расчете стоимости квадратного метра целесообразно опираться на независимую оценку профессиональных участников рынка, - говорит руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Арсен Унанян. – Из статистической информации уместно исключить объекты старше 1990 года постройки и превышающие 100 квадратных метров. В наших ближайших планах совместно с представителями Минстроя и участниками рынка рассчитать цену метра. Причем мы предлагаем сделать разделение между областным центром и областью, таким образом, у нас появится две адекватные цифры. Кроме того, необходимо выяснить частоту пересмотра стоимости квадратного метра». Встреча представителей Минэкономразвития и Минстроя Челябинской области с членами регионального ОНФ запланирована в середине августа и уже к 20 числу станет известна адекватная цена соцжилья по госзакупкам. Стоит отметить, что в основе расчетов будут взяты реальные данные с применением коэффициента веса (населения).
Самым же обсуждаемым стал вопрос о транспортной доступности. В Челябинске катастрофически не хватает парковок, да и общественный транспорт подводит. До сих пор не запущен скоростной трамвай, сорван план по развитию транспортных электросетей. Так до 2003 года от Братьев Кашириных до Чичерина должен был быть запущен троллейбусный маршрут, а до 2005 года – трамвайный. Однако этим планам не суждено осуществиться – проект остался практически на уровни концепции. Учитывая существующую ситуацию, участники заседания предложили рассмотреть варианты инвестиционных проектов. Например, перевести общественный транспорт на электрический. Передовой опыт показывает, что технология применяемая для электромобилей легко адаптируется, дает существенный экономический эффект и новый импульс для развития промышленности (заводы электродвигателей).
Но больше всего участников мероприятия волновала судьба метро. Из открытых данных известно, что поддержание челябинского метрополитена в год обходится в миллиард рублей. При этом на сегодняшний день остается неизвестно будет ли данный вид общественного транспорта функционировать. Даже официальный ответ администрации города Челябинска не дал никаких разъяснений о пути развития и имеющихся предложениях. Доверенное лицо президента РФ, член регионального отделения ОНФ Олег Лукин считает, что вопрос с метрополитеном нужно довести до логического решения: «Должна быть разработана концепция развития общественного городского транспорта, связанная с развитием города, принятая на 10-20 лет. И если в эту концепцию метро не вписывается, то значит надо развивать наземный транспорт». Участники заседания считают, что городские власти должны донести до общественности объективную информацию о метрополитене и вариантах его развития. В качестве альтернативного решения члены рабочей группы «Качество повседневной группы» предлагают выводить метро из под земли. Таким образом, уже существующие станции останутся подземными, а новые – наземными. Кроме того, необходимо просмотреть вариант использования тоннелей в иных целях, например, в качестве овощехранилищ, а сами станции как торговые галереи, развлекательные центры и т.д. По мнению руководителя рабочей группы Арсена Унаняна разумный подход может избавить бюджет от убыточной финансовой строки: «Нужно посчитать экономику – сколько сегодня стоит содержание метро, разделить на 4 станции, определить во сколько обойдутся торговые площади на 10 лет и отдать их в аренду. Она в результате окажется небольшая, но бюджет не будет тратить деньги на содержание метрополитена».
Другой болезненный для Челябинска «подземный вопрос» - бурение скважин. На сегодняшний день в городе только три компании имеют право заниматься артезианскими скважинами. Низкая конкуренция привела к взвинчиванию цен, поэтому люди из экономии обращаются в фирмы осуществляющие данные виды работ незаконно, делают это без документов, с нарушением технологии. В результате в одном поселке может быть несколько десятков опасных скважин, способных вымыть пласт земли и привести к экологической проблеме. Не дожидаясь худшего варианта развития ситуации, участники заседания рабочей группы «Качество повседневной жизни» отделения ОНФ в Челябинской области обратились в региональное Министерство промышленности и природных ресурсов. Внимание общественников к данной теме не только заставит чиновников заняться этой проблемой, но и станет стимулом для снижения стоимости бурения скважин официальными компаниями, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
В завершении заседания было принято решение проводить сбор рабочей группы ежемесячно, а также проводить круглые столы по обозначенным вопросам. Резолюции и решения отделения ОНФ в Челябинской области будут доводиться до Центрального штаба Общественного народного фронта в Москве.