Вчера комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, одобрил поправки в антитеррористический законопроект, чтения по которому назначены на 15 апреля. Авторами поправок выступили депутаты сразу всех четырех фракций нижней палаты парламента во главе с председателем комитета Ириной Яровой.
Депутаты вводят уголовную ответственность за обучение организации и участию в массовых беспорядках. Обвиняемым по этой статье будет грозить от пяти до десяти лет лишения свободы. Уголовная ответственность будет предусмотрена также за вовлечение в деятельность экстремистских сообществ и организаций (до шести лет лишения свободы). Наказание за организацию массовых беспорядков составит от восьми до пятнадцати лет заключения — сейчас от четырех до десяти лет.
Депутаты намерены изменить подсудность дел не только о терроризме, но и об организации массовых беспорядков. Вместо судов общей юрисдикции все они будут рассматриваться в одном из двух окружных военных судов: либо в Московском, либо в Северо-Кавказском.
Несмотря на привязанность законопроекта к терактам, прогремевшим в конце прошлого года в Волгограде, есть опасения, что он направлен не только против терроризма, но и против оппозиционных акций. В частности, события на Болотной площади в мае 2012 в суде тоже называют «массовыми беспорядками».
|
Андрей Лавров |
Напуганностью украинском майданом объясняет поправки к законопроекту политолог Андрей Лавров, и предостерегает: «Чем более запретительные меры применяются, тем сильнее это выталкивает людей из легального поля в подполье. А если не давать выпускать пар, то протест может рвануть».
|
Кирилл Артюхов |
«Безусловно, массовые беспорядки - общественно опасное явление, которое требует соразмерных санкций, - признает член политсовета Челябинского регионального отделения Партии народной свободы (РПР-ПАРНАС) Кирилл Артюхов. - Однако, во-первых, существующие санкции являются достаточно жесткими и без дополнительного ужесточения. А во-вторых, большой вопрос, насколько эта уголовная статья будет адекватно применяться на практике. Если, как в случае с "Болотным делом", когда власть сначала разгоняет согласованный митинг, а потом обвиняет часть его участников и организаторов в "массовых беспорядках", то это, на мой взгляд, нельзя назвать иначе, как показательным репрессивным процессом против представителей оппозиции».
Другой спорный момент поправок комитета Ирины Яровой – в изменении подсудности дел. Согласно Конституции России и Уголовно-процессуальному кодексу, преступление должно рассматриваться на территории субъекта, где оно совершено. Перенос возможен в случае введения чрезвычайного положения, напоминает глава фракции КПРФ в Челябинском ЗСО Константин Нациевский, в противном случае это противоречит основному закону РФ и УПК. «В России нет оснований вводить такие жесткие меры против мифической «оранжевой» угрозы, у нас нет никаких предпосылок к повторению сценария Украины, - уверен политик. - Слишком жесткие меры не соответствуют ни ситуации, ни демократическим ценностям, и позволят государству злоупотребить своими силами».