Заявленная в послании президента Федеральному собранию реформа о местном самоуправлении продолжает свое формирование.
В этот раз Вячеслав Тимченко, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, выступил с предложением о введении дополнительного уровня власти – городского муниципального округа, который будет заниматься делами городских административных районов. В его ведении должны находиться локальные вопросы и общественный контроль.
|
Вячеслав Тимченко |
«Главный вывод: местное самоуправление в существующем виде должно быть сохранено, но должно быть дальнейшее развитие, должно быть совершенствование системы приближения власти к населению. И для этого необходимо на различных типах уровней муниципальных образований сделать некоторые корректировки, в том числе законодательного характера, расставить приоритеты и четко разграничить, кто чем должен заниматься», - обосновал дифференцированный подход к управлению депутат «ЕР».
|
Константин Нациевский |
Стоит отметить, что до этого с подобными предложениями выступали и со стороны КПРФ. Лидер коммунистической фракции в челябинском ЗСО Константин Нациевский: «Рабочая группа [по подготовке этой реформы] уже давно говорит, что это можно применить к городам-миллионникам. Депутат в районе приближен к своим избирателям и их проблемам, и ему проще их решать. Я так думаю, что происходить должно по такой схеме: происходят выборы в 7 районах-округах, избираются 20-30 депутатов в районный уровень власти. Затем депутаты выбирают и направляют 5-6 человек из своего числа в городскую думу. Это отработанный за советское время механизм. И траты на него несопоставимы с положительным эффектом. К тому же, появляется возможность формирования собственного бюджета района, а это сделало бы бюджет более прозрачным».
|
Алексей Ширинкин |
В целом положительно к предложению Вячеслава Тимченко отнесся политолог Алексей Ширинкин: «Идея сама по себе очень неплохая. В советское время районные советы существовали, и это было положительно – чем больше низовой власти, тем больше гражданское участие. Есть логика в делегировании демократии вниз, но тогда выхолащивается уровень городской думы: любая система непрямых выборов способствует снижению легитимности властей. Это может быть решением сиюминутной задачи, но может стать проблемой в случае какого-либо политического или экономического кризиса». Кроме того, политолог заметил, что «районные управы вряд ли будут обладать серьезным бюджетом».
Также можно, строго говоря, создать и систему, при которой будут выбираться и районные депутаты, и городские, и мэр, но это упирается в организационные и бюджетные издержки.
|
Андрей Лавров |
«С точки зрения демократичности это мерзость. Чем более прямые выборы, тем лучше. А эта идея [о районном уровне власти] – это препона и реакция на то, что в крупных городах партию власти не любят, а голосуют за нее только на селе. Это попытка раздробить систему и не допустить людей типа Ройзмана. – Выступил против этих предложений политолог Андрей Лавров. Что касается упрощения отношений между избирателем и депутатом, «Это передергивание фактов. У нас все равно единицы встречаются со своими избирателями. Упростите систему отзыва депутата и вот тогда он будет вылизывать свой участок». Идею о множестве выборов (районных, городских, мэра) эксперт тоже не поддержал – «Не нужно плодить сущности и увеличивать бюрократию».
Несмотря на продолжающееся обсуждение, реформа должна быть принята в течение этого года.
Похожие материалы:
4 июня 2014 в Челябинске состоялись публичные слушания по вопросу эффективности создания внутригородских районов как отдельных муниципальных образований. Город станет одним из первых в России ... |